Сочи Среда, 08 мая
Общество, 18.04.2023 17:54

Сочинка рассказала о сложностях работы медиком в отряде МЧС: «Спасатели — это не про романтику»

В нашей специальной рубрике «Лица города» Яна Федотова. За свою карьеру в МЧС сочинка видела многое, она отдала сложной профессии 17 лет своей жизни. Теперь уже бывшей сотрудницы МЧС, множество наград и благодарностей. В их числе медали: «За безупречную службу», «За содружество во имя спасения», «За спасение погибавших», «За отличие в ликвидации последствий ЧС».

Яна принимала участие в спасательных работах при крушении самолетов, наводнение в Крымске, неоднократно спасала туристов в горах, а также работала в полевом госпитале в Донецке. В общей сложности хрупкая женщина спасла множество жизней и выехала на 450 спасательных операций. Коллеги по работе отмечают ее мужественность и стойкость, а родные безумно переживали, когда Яна выезжала на работу.

Теперь, Яна Валерьевна отправляется на заслуженный отдых и возвращаются к спокойной жизни. О сложностях в профессии, необычных случаях, которых много, и о жизни женщины-спасателя в нашем специальном материале.


Фото: t.me/urpso_mchs. Сочинка рассказала о сложностях работы медиком в отряде МЧС «Спасатели — это не про романтику».


Фото: t.me/urpso_mchs. Сочинка рассказала о сложностях работы медиком в отряде МЧС «Спасатели — это не про романтику».

— Расскажите о себе ? Вы родились в Сочи?

— Да, город Сочи для меня родной, я коренная сочинка. Образование также получила здесь и начала свою трудовую деятельность. Получив неполное среднее образование в школе № 10, пошла работать и поступила в очно-заочную школу № 1. Закончив учебу я сразу поступила в медицинское училище, получила квалификацию «медицинская сестра».

Некоторое время работала в отделение городской больницы № 4, с челюстно-лицевым хирургом. После меня приняли на должность медицинской сестры операционной – перевязочной отдела медицинского сопровождения поисково-спасательных работ. С 2006 года переведена на должность операционной медицинской сестры отдела медицинского сопровождения поисково-спасательных работ. В марте 2023 года ушла на пенсию, но продолжаю работать по специальности в одном из медицинских центров.


— Вы с детства хотели стать спасателем?

— В детстве я была очень активной и спортивной: одновременно посещала несколько кружков и секций, даже в школьном хоре пела, неплохо рисую, получила разряд по борьбе дзюдо. Я первый и единственный медик в семье, мама парикмахер, отец моряк, сестра юрист.

С детства меня вдохновляли фильмы и книги о сложном, но необходимом и важном труде медицинских работников. Считаю, что все члены моей семьи так или иначе повлияли на выбор профессии. Отец — настоящий «морской волк». Он ходил в море больше 40 лет: работал на траулерах, сухогрузах, танкерах большим водоизмещением. Довольна непростая работа, чего только не случалось: горели, тонули, и даже с пиратами встречались. Его не бывало дома по 6 и 12 месяцев.

Конечно, на маму ложилась двойная нагрузка, но она достойно справлялась с ней. Она воспитывая нас с сестрой, никогда не требовала от отца сменить профессию или род занятий. Сестра, работая много лет юристом, защищает права и интересы юридических и физических лиц.

В 2000 году я родила дочь Софью. Сейчас она уже взрослый состоявшийся человек, получила два образования, две специальности, владеет двумя иностранными языками, работает, хорошо рисует, занимается дизайном.


Сочинка рассказала о сложностях работы медиком в отряде МЧС «Спасатели — это не про романтику».

— А как вы попали в отряд МЧС ?

— О том, что в сочинском подразделении МЧС России организована медицинская служба я узнала случайно, в разговоре со знакомым спасателем. Он предложил попробовать и, конечно же, я не могла не согласиться. Это же такая уникальная возможность спасать людей не только как медик, но и как спасатель.

— Семья вас поддержала?

— В семье моему выбору не удивились, дружно перестроились, внесли поправки в свои графики и учли особенности моей новой работы.


Сочинка рассказала о сложностях работы медиком в отряде МЧС «Спасатели — это не про романтику».

— Ваши ожидания по поводу предстоящей работы оправдались?

— У меня не было романтических иллюзий в отношении новой работы, но специфика, конечно, была абсолютно иная. Если раньше я работала в стационаре, то сейчас приходилось выезжать в места ЧС, оказывать помощь в сложных климатических, географических, психологических условиях, которые, естественно, накладывали отпечаток на характер и поведение.

— Профессию спасателя можно назвать сложной ? Что больше всего отнимает энергию ? Сложно в эмоциональном плане или физическом ?

Должна сказать, что спасатели ЮРПСО МЧС России — профессионалы высокого класса. Они неоднократно участвовали в проведении операций в различных регионах РФ и странах СНГ. Большинство имеет подготовку по нескольким специальностям: альпинист, спелеолог, водолаз, газодымозащитник, владеют правилами оказания доврачебной помощи. Участвуя в регулярных учебно-тренировочных сборах, спасатели получают навыки работы в особо сложных чрезвычайных ситуациях, повышают свою квалификацию.


Сочинка рассказала о сложностях работы медиком в отряде МЧС «Спасатели — это не про романтику».

А медик-спасатель должен в круглосуточном режиме осуществлять медицинское сопровождение поисково-спасательных работ отряда, повышать квалификацию, проходить аттестацию с целью присвоения квалификационной категории.

Спасатели — это обычные люди с поправкой на специфику работы. Они должны быть смелыми, но не безрассудными, трезво оценивать обстановку, в кратчайшие сроки и в сложных ситуациях принимать правильные решения, ведь от них зависит здоровье, а часто и жизнь, пострадавшего, самого спасателя и его коллег.

Спасатели — это не про романтику, признание, награды или красоту природы, ты не замечаешь её, даже если работаешь в уникальном заповедном месте, у тебя в тот момент другие задачи и цели. Спасатели — это про тяжёлый труд в сложных условиях, про ответственность за свою и чужую жизнь, про боль, пот и, к сожалению, иногда смерть. Проще справляться с физической болью, чем с психологической нагрузкой. На вызов едешь с одной мыслью — успеть, и очень расстраиваешься, если не успеваешь, даже если ты и не мог успеть.


Фото: t.me/urpso_mchs. Сочинка рассказала о сложностях работы медиком в отряде МЧС «Спасатели — это не про романтику».

— Какой день работы вы запомнили больше остальных ? Расскажите о нем.

— Их очень много. Я до сих пор не понимаю, как я смогла все это вынести и пережить. Самых страшных случаев несколько: наводнение в Крымске, крушения самолета в Черное море в 2006 году, теракт в Керчи.

Самым ужасным случаем были наводнения в Крымском районе. Было лето 2012 года, начало июля. Вечером у меня зазвонил телефон, беру трубку и слышу: «Готовность номер №1». Значит я должна быть на базе в течении 1,5 часов. Быстро одевшись, сажусь за руль и спешу на работу. На месте нам сообщили, что наводнение в Крымске. Срочно выезжаем на помощь. Погрузили базовый лагерь, лодки, рыжики, медикаменты, личные вещи и выехали в сторону Крымска.

Начало светать и на подъезде к Туапсе я увидела зверски искореженные фуры. Стихия превратила большегрузы в груду металла и пластика. Водителей в них не было, а значит помощь никому не понадобилась, едем дальше.



Фото: 23.mchs.gov.ru. Подтопления в Крымске 2012 год.

Первый ужас, который я увидела был в Нижней Баканке. По двум сторонам дороги, были затопленные машины, а в них трупы людей. Я было подумала, что это самое страшное. Но как я была не права, то что я увидела дальше описать словами просто невозможно.

Мы въехали в город, и я поняла весь масштаб бедствия. Работая на КаМАЗе с группой других спасателей, мы колесили по городским улицам в поисках выживших. Только на первом круге мы вывезли 32-х пострадавших. Они все были с переохлаждением, с различными видами травм. У кого-то были резаные, рваные раны конечностей, мягких тканей головы, тупые травмы живота, перечислять можно долго.


Фото: 23.mchs.gov.ru. Подтопления в Крымске 2012 год.

Доставляли их в больницу и возвращались на маршрут. В какой-то момент к нам на встречу выехала пожарная машина, из которой к нам пересадили мужчину. Он держал в руках полуторагодовалого ребенка. Малыш был мертв. Отец, который буквально обезумел от горя, не понимал, что ребенка уже не спасти.

Он объяснял, что погибшему нужна помощь, что в его легких скопилась вода, которую необходимо откачать.

— Вы умеете это делать? Вы сможете ему помочь, — спросил он у меня тогда.
— Конечно, — коротко ответила я и взяла ребенка на руки.

Я прекрасно понимала, что совершенно ничем не смогу ему помочь. В нашей машине было около 15 человек, таких же пострадавших, которые надеются на чудо. Я просто не могла сказать ему правду. Достала из укладки ручной аппарат ИВЛ, очистила ротовую полость малыша, так как она была забита илом, приступила к искусственной вентиляции лёгких.

Мужчина смотрел на меня взглядом, полным отчаяния и надежды. Наверное, я больше никогда не забуду этот взгляд. Взгляд человека, пропитанным горем и отчаянием, глаза полные слез. Отложив аппарат, спрашиваю:

— Сколько времени ребёнок в таком состоянии?
— 6 часов, — отвечает отец погибшего склонив голову.

Сжав себя в тиски, чтобы не разреветься, задаю еще один вопрос, как можно более спокойным тоном:

— Вы же понимаете, что я не смогу уже ничего сделать?

Не поднимаю головы, отец кивает.

Завернула малыша в хирургическую простыню и передаю ему. Передаю пострадавших медикам и возвращаемся обратно на маршрут.


Фото: 23.mchs.gov.ru. Подтопления в Крымске 2012 год.

Я готова была орать, не кричать, а именно орать от безвыходности, от бессилия. Меня изнутри раздирала такая боль, что я не могу ее описать словами. Но нам нужно было работать дальше, таких пострадавших было не пересчитать и думать о себе, о своем эмоциональном состоянии — не время.

Спустя еще несколько кругов «ада» мы заметили у зоны затопления того самого папу погибшего малыша. Прошу водителя остановить машину, необходимо записать данные погибшего ребенка.

Записываю всю необходимую информацию и спрашиваю:

— А где мама погибшего?

Он молча показывает рукой на дерево. Поднимаю глаза и смотрю направо. Тела двух женщин лежали под деревом, прикрытые покрывалом.

— Это моя жена и её родная сестра, — горько подытожил он.

Передо мной стоял человек, который потерял всю свою семью! Всю семью за одну ночь. Его спасло только, то что он был в момент ЧС на работе, а зона, где он работал, не попала в зону затопления.


Фото: 23.mchs.gov.ru. Подтопления в Крымске 2012 год.

Как я это пережила, как справилась с эмоциями? Я не знаю. Но скажу одно, спасатели — не супер-герои, а обычные люди. Мы такие же, как и вы, и стараемся помочь всеми силами, но иногда время и обстоятельства работают против нас. И мне искренне жаль, что иногда мы уже ничем не можем помочь. За время работы в службе таких историй, как это накопилось великое множество. Работа у нас одна из самых тяжелых, она эмоционально выбивает из равновесия. И мне искренне жаль, что иногда, мы уже ничем не можем помочь.


Сочинка рассказала о сложностях работы медиком в отряде МЧС «Спасатели — это не про романтику».

Я принимаю свою профессию, работу, семью и жизнь такими, какие они есть, не мечтала и не мечтаю изменить своё прошлое ведь тогда я была бы другой и всё вокруг иначе.

Напомним, что стихийное бедствие в тот год было вызвано проливными дождями. С 6 по 7 июля 2012 года количество выпавших осадков составило 3-5 месячных норм. Такие факторы вызвали опасные паводки на реках, в том числе катастрофический паводок на реке Адагум в районе города Крымск. В происшествии погибло более 34 тысяч человек.

— Работа отнимала у вас все свободное время? Чем предпочитаете заниматься в свободное от работы время ?

— Я автолюбитель с большим стажем, люблю быть за рулём, люблю дорогу, новые места и знакомства, люблю животных, у меня две собаки и кошки. Люблю «старый» Сочи, особенно Цветной бульвар, место, где еще сохранилась атмосфера курортного города.


Сочинка рассказала о сложностях работы медиком в отряде МЧС «Спасатели — это не про романтику».

— Какое у вас любимое место отдыха?

— Лучшим местом для отдыха на природе была Тисо–самшитовая роща. Такой своеобразный живой музей, хранилище реликтовой растительности, оставшейся здесь в почти неизменном виде. Возраст растений составляет более 30 миллионов лет, они сохранились с доисторических времен, но которая, к сожалению, в настоящее время уничтожена насекомыми-вредителями.

— Чтобы вы посоветовали ребятам, которые хотят стать спасателями ?

— Желающим стать спасателями хочу пожелать не носить «розовых очков» и уметь держать удар. От него можно легко разбиться, но он не помешает продолжить сложный и благородный труд, направленный на спасение жизней.

Кристина Шарапова 

Новости на Блoкнoт-Сочи
0
0