Сочи Суббота, 20 апреля

«На всю страну не более десяти специалистов»: сочинский логопед Василина Васильева о тонкостях профессии

В Международный день логопеда о прелестях и трудностях данной профессии рассказала Василина Васильева.

14 ноября мир празднует Международный день логопеда – профессиональный праздник представителей одной из наиболее значимых социальных профессий.

Корреспондент редакции «Блокнот Сочи» поговорил с опытным специалистом - логопедом из Сочи Василиной Васильевой, чтобы узнать все тонкости столь важной профессии.

Расскажите о себе: где и когда Вы родились? Как долго работаете по этой профессии?

— Родилась я на Дальнем Востоке, на границе с Китаем в 1972 году. Там выросла и получила высшее специальное образование. Живу в Сочи. В профессии более 20 лет. Прошла путь от рядового логопеда до заместителя директора колледжа. Частной практикой занимаюсь более 6 лет.

Почему Вы выбрали именно эту профессию?

— Профессию я получила по рекомендации мамы. Она всю свою жизнь посвятила служению детям, и я пошла по ее стопам.

Нужны ли какие-то особые качества и навыки человеку, который решил стать специалистом в этой области?

— Самое главное, на мой взгляд, это большое терпение, желание не стоять на месте, получать новые знания и самое главное, получать от этого большое удовольствие. И тогда результат не заставит себя ждать.

Логопед в Сочи

Фото: Василина Васильева. Василина в профессии более 20 лет

С какими трудностями Вы сталкиваетесь в работе и как их преодолеваете?

— Трудности возникают, как у любого человека. Очень часто сталкиваюсь с непониманием родителей, что логопед - один в поле не воин. Что результат эффективной коррекции речевых нарушений зависит и от смежных специалистов (остеопата или Кинезиотерапевта, невролога, ортопеда). Что очень много зависит и от настойчивости родителей (язык - мышечный орган, и как любая мышца требует постоянных тренировок). Приходится очень много раскрывать об этом родителям, убеждать, показывать наглядно, какие мышечные связи имеет язык, начинаясь в ротовой полости и заканчиваясь на внутренней поверхности стопы. Родители обычно бывают очень этому удивлены.

Что самое интересное в работе логопеда?

— Больше всего удовольствия я получаю от процесса. Когда видишь счастливые лица детей от «нечаянно прорвавшегося звука р» и не менее счастливые лица родителей - это ли не вершина профессионализма? А если ещё этот звук пришёл очень быстро, если к тебе приводят младших детей, потому что когда-то помогла их старшим братьям или сёстрам, если к тебе пришла мама мальчика, потому что его друг или одноклассник занимался когда-то, и проблем со звукопроизношением у него больше нет. Это все не может не радовать.

 Оптимизма добавляет и то, что имея большой опыт и выезжая на различные Семинары, конференции, конгрессы, общаясь с различными специалистами из смежных дисциплин, выработала свою авторскую методику коррекции речи и миофункциональных нарушений (глотания, жевания, дыхания). Без ложной скромности скажу, что на всю нашу большую страну можно насчитать не более 10 специалистов, работающих в русле функциональной логопедии. Выходные дни все чаще провожу на выездных семинарах для специалистов. На вопросы сегодняшнего интервью отвечаю из Москвы, делилась с коллегами своими наработками. Зимой в планах Екатеринбург, затем Ростов-на-Дону, Крым.

Логопед в Сочи

Фото: Василина Васильева. Результат эффективной коррекции речевых нарушений зависит и от смежных специалистов

Есть ли случай из Вашей практики, который запомнился Вам больше всего?

— В памяти всплывает случай с девочкой, которая занималась у меня много лет назад. Когда заканчивалось последнее занятие, она нам с мамой с гордостью заявила: «Ну, все, теперь я тоже буду логопедом, потому что как Василина могу доставать языком до носа!!!».

Сейчас всё чаще говорят о том, что современные дети стали позже овладевать речью. Так ли это?

— К сожалению, такой факт имеет место быть. Мы меньше стали разговаривать с детьми, меньше позволять им познавать мир вещей через все анализаторы. Чаще всего работает один - зрительный. Дети часами проводят время за гаджетами. А это губительно для несозревшего мозга. Как это ни странно звучит, но на развитие функции речи влияет то, как и чем мы кормим своих детей. Пюрешки, измельчённая пища приводят к недоразвитию зубочелюстного аппарата, а вместе с ним и языка.

Ребёнок не говорит: в каком возрасте это становится проблемой и поводом для обращения к специалистам?

— К двум годам у ребёнка в норме должно быть в арсенале не менее 200 слов, короткие фразы из 2-3 слов. Должно быть понимание речи и выполнение простых инструкций. Если этого не происходит, то нужно начинать бить тревогу и проходить первичное обследование у невролога и логопеда.

Логопед в Сочи

Фото: Василина Васильева. Логопед отметила, что на всю нашу большую страну можно насчитать не более 10 специалистов

Правда ли, что мальчики начинают говорить позже девочек?

— Да, такая теория имеет под собой научные основания. Девочки и мальчики разные с самого начала и развиваются по-разному. Мальчики при рождении обычно крупнее девочек, у них больше голова и больше вес. Конечно, есть индивидуальные различия, но сейчас мы говорим о среднестатистических данных. Ходить мальчики начинают позже примерно на 2-3 месяца, и на 4-6 месяцев позже начинают говорить. Нейропсихологи, записывая биотоки мозга новорожденных детей, обнаружили, что мозг мальчиков и девочек с самого начала работает неодинаково.

Что делать родителям, чтобы их ребёнок вовремя начал говорить? Какие советы вы бы дали мамам и папам?

— Побольше общаться со своим детьми, приобщать к миру природы и кормить пищей, которая предназначена нам природой. А человек, как известно, хищник - и ему нужно есть мясо, а не продукты его переработки!

Влияет ли на становление речи ребёнка наследственный фактор?

— Несомненно, наследственный фактор имеет место быть. Часто родителей приводят мамы и папы, бабушки и дедушки, зачастую имея аналогичные неисправленные дефекты речи.

Логопед в Сочи

Фото: Василина Васильева. Наследственный фактор влияет на становление речи

Как Вы видите свою профессию в будущем?

— Свою профессию я вижу немного нестандартно. Я пытаюсь донести до коллег мысль, что логопед должен стать интегративным специалистом, разбираясь не только в речевых проблемах. Он должен понимать, что речевой дефект на пустом месте не появляется. Что этому способствуют многие аспекты: невральный, постуральный (осанка), зубочелюстной. Только имея полную картину нарушения, можно работать над коррекцией. Не всегда проблемы со звукопроизношение лежат «во рту».

Какие советы можете дать начинающим специалистам, либо же тем, кто только планирует выбрать профессию логопеда?

— Начинающим специалистам порекомендую найти хорошего практика - пройти у него стажировку, курсы. А потом практиковать.

Напомним, ранее о сложностях в работе пожарного, детстве и переживаниях родных в рубрике «Лица города» рассказал Станислав Афанасьев.

Дарья Хаблова

Новости на Блoкнoт-Сочи
праздниклогопедВасилина Васильеваспециалист
4
0