Сочи Суббота, 20 апреля
Общество, 31.01.2022 14:45

«Если бы наши клиенты знали всю правду»: ювелир из Сочи о тонкостях профессии

В рубрике «Лица города» настоящий сочинский бриллиант, ювелир с многолетним опытом работы – Андрей Пантыкин. О семье мастера, о сложностях его профессии и о безграничной любви Андрея к черноморскому курорту, читайте в эксклюзивном интервью «Блокнот Сочи».

Ежегодно 31 января во всем мире свой праздник отмечают ювелиры. Именно эти мастера делают нашу жизнь прекрасней. В праздничный день журналисту «Блокнота» удалось поговорить с представителем такой сложной, но интереснейшей профессии. 

Андрей Пантыкин – ювелир с многолетним стажем. В беседе с корреспондентом «Блокнот Сочи» мужчина рассказал все тонкости своей профессии, а также поделился самыми сокровенными историями и мечтами.

Андрей в армейские годы служил в ВДВ

Расскажите о себе. Где и когда Вы родились?

— Родился я в далёком 1976 году на Украине. Назвали Андрей, а фамилия моя- Пантыкин...Но не важно где человек родился, главное, где пригодился. Деды мои и прадеды лежат в земле там и тут.

О семье и переезде в Сочи.

— Илья Тихонович Пантыкин, отец отца, был заслуженный член совета художников СССР. В 1982 году придумал внутреннюю декоративную отделку помещений, за что получил первую премию на ВДНХ. Самые лучшие здравницы в Сочи были внутри отделаны его руками, а также лучшие на тот момент магазины города.  В Сочи мы переехали именно благодаря ему. 

«Это не хобби - это болезнь уже»: признался Андрей, говоря о рыбалке

Но хотелось бы отметить, что этот город с самого рождения был моим. В восемь месяцев я уже впервые купался в Черном море, толком не умея ходить. И минимум два-три месяца в году находился здесь. На тот момент я мечтал только о Сочи. Отец каждый раз мне обещал, что мы переедем, и я с гордостью это заявлял лет десять подряд всем своим друзьям. А не ехали только по одной причине, как у многих тогда-финансы. Папа, Владимир Ильич, не хотел быть обузой. Он обычный электрик-проходчик пусконаладочного оборудования в шахте...а в Сочи нужно было купить как минимум квартиру для четверых человек, в 1982 родился братишка Антон.

Видео: Андрей Пантыкин. Ювелирное изделие от Андрея

Мама моя, Антонина Григорьевна, работала инженером, после стала зам начальник в ЖКО города. Ей, наверное, было тяжелее всех нас, оставить родителей и уже неплохую работу к моменту переезда, дело непростое. Но папа всё сделал по-мужски. Он восемь лет ездил на заработки на север, вахтовым методом, по 15-16 часов работал в забое. Мне его сильно не хватало, но я знал ради чего всё это. Когда же он в очередной раз мне сказал что уезжает, я даже не обратил внимания, но потом мой слух уловил фразу:  «Сочи», внутри меня всё перевернулось.  Они уехали  втроём сразу после Нового года, а я остался  доучивать учебный год в школе. Какие долгие были эти шесть месяцев...И вот, свершилось! Я был счастлив!

Андрей с супругой

Какое Ваше любимое место в Сочи?

— Сочи нельзя любить за что-то отдельное. Я просто всегда восхищался им и, выходя из самолёта, вдыхая этот воздух, понимал - я дома...

Когда и как Вы решили стать ювелиром?

— После армии мне было понятно то, что о чём я думал два года, осуществить уже не получится. Вспомнился один хороший знакомый родителей, он был начальником ювелирной мастерской. Я тогда просто поехал к нему поговорить... Также были предложения в структуры, но я их оставил на крайний вариант. 

Мужчина на прогулке с близкими людьми

И вот я в Адлере. Пришел, пообщался, начал рассказывать про боевой опыт и тому подобное. А Григорий Григорьевич был не просто бизнесменом, а еще и доктор физико-математических наук, задав пару своих вопросов, он просто предложил: «А ювелирному делу научиться не хочешь?». Я опешил, но согласился...

Улов Андрея

Это был билет на поезд в один конец, в котором я до сих пор еду с 1997 года. Не буду вдаваться в детали и подробности, скажу как есть, на тот момент я вспомнил деда ,а он меня постоянно привлекал к такой специфической работе. Я ему вырезал различные трафареты, мелкие детали для его работы лет так с двенадцати. В цеху меня десантника никто не воспринимал, все были вокруг птицы высокого полёта. Но не прошло и полгода года, как я начал делать сам. Наверное, гены и плюс моя усидчивость, благодаря деду. 

Жена и дети Андрея Пантыкина

Где учились этому мастерству?

— Да много было всего за время обучения. Это километры проката и проволоки, обожженные и проткнутые пальцы. Как говорится, без труда не вытащить вам рыбку из пруда.  Диплома у меня нет, не выдавали, только желание и опыт, я после обучения ещё год отработал в цеху как мастер, но ушёл на свободные хлеба. И ещё не раз обращался за помощью в обучении к серьёзным мастерам, когда понимал что это необходимо. 

Видео: Андрей Пантыкин. Уникальная работа мастера

Что самое сложное в Вашей работе?

— Наша профессия настолько разнообразна и многогранна, что здесь нет границ, нужно постоянно двигаться и только вперёд. А тем более сейчас, когда технологии ушли далеко, а ручную работу решили принизить. За ручной труд мало кто хочет раскошелиться. Мы не в Европе или Америке… Вот это, наверное, и есть самый сложный момент в нашей работе, это работа с клиентом. На сегодняшний день всё больше люди хотят дёшево и сердито, а это стопор для мастеров. Я всегда говорю словами Коко Шанель: «Вещи ручной работы это роскошь. Иметь каждому их не обязательно. Кто хочет их получить- либо платит мастеру за труд, либо делает это сам». Я уверен, что она права на 100%. Есть, конечно, идеальные клиенты, это люди, которые знают, что им нужно и в какой бюджет, но их единицы. А в целом нашу работу просто нужно любить, жить ей и тогда всё будет хорошо.

Андрей с детьми на отдыхе

Какой Ваш самый любимый и самый нелюбимый этап производства?

— Любимый и не любимый этап производства. Хотите два в одном? Это полировка. Ты грязный как  чёрт, но видишь блеск и окончание своего труда. Глаз радуется, когда изделие начинает оживать. В целом, вся наша работа сложная, я иногда могу неделю-две настраиваться на что-то интересное.  Всё это, скорее всего, из-за того что хочется получить идеальный результат.  В завершении работы ты как выжатый лимон, потому что вложил в изделие душу. И вещь, несомненно, несёт весь твой позитив, и клиент обязательно возвращается и просит изготовить что-нибудь ещё. Не люблю переделывать или доделывать за кем-то, лучше сплавить вещь и изготовить заново, но на это не всегда согласен клиент. 

Если бы Вас попросили рассказать о своей профессии. Как бы Вы это сделали? Кто такой ювелир?

— Ювелир - это не просто мастер, каждый из нас должен быть химиком, где-то торговцем, иногда хорошим математиком, художником, но и обязательно ювелир должен быть психологом, особенно сейчас.

Верите ли вы в то, что украшения хранят энергетику? Были ли заказы, от которых Вам приходилось отказываться?

— Могу сказать честно, я никогда не буду делать какие-то изделия связанные с бесовщиной, это просто не обсуждаю. Однажды отказался делать золотые спирали для девушки (сами понимаете, про какие говорю) и украшения для плотских утех, да и такое было, причём не раз. От лукавого всё это, не моё.

Видео: Андрей Пантыкин. Эксклюзивная работа ювелира

Какие у Вас планы на будущее?

— Хочется передать сыну всё конечно, ему в этом году будет четырнадцать, он с прошлого лета стал приходить в мастерскую, смотрит, черновую работу делает. Пригодится в жизни или нет - его выбор, но профессию знать обязательно. Тем более, кто как не родной отец всё расскажет, подскажет и объяснит.

На дочку пока смотрю, они с братом погодки, она младшая. Но точно знаю, что усидчивость у неё есть. Главное, чтобы учились хорошо, а это я им параллельно для развития  тихо-тихо подавать буду. Сейчас можно быть отличным 3D дизайнером изделий, за верстаком сидеть не нужно, только вот хорошего специалиста из ювелира гораздо проще сделать, чем наоборот. Время покажет, как будет. А так, я сад посадил, дом с родителями построил.

Возможно, сын пойдет по стопам отца

Мечта, чтобы все были живы, здоровы и счастливы. Да и чтобы работать не мешали, государству мы даём всё, что оно требует, только вот запросов мифических всё больше. Сейчас ввели ГИИС ДМДК...Это отдельная тема, но очень больная. Если бы наши клиенты знали всю правду о том, что теперь от нас требуют...Закрыли пробирный надзор в Сочи, сейчас чтобы пробу на изделие поставить, нужно в Ростов ехать,  дополнительные расходы...Вот так и живём, но духом не падаем, не дождутся. 

Дочь Андрея тоже увлекается рыбалкой

«Всех коллег с праздником! Берегите себя, удачи вам и отличных клиентов. Никто кроме нас!» подытожил нашу праздничную беседу Андрей Пантыкин.

Напомним, ранее основатели уникального стрит-арт проекта «Небесные рыбы» Иван и Дарья Никитины прибыли в Сочи. Корреспондент «Блокнота» поговорил с одним из авторов, чтобы узнать все тонкости столь увлекательного направления в искусстве.

Дарья Хаблова

Новости на Блoкнoт-Сочи
ювелирпраздникинтервьюзолотосеребросемьялюбовь
9
0